С каждым днем голоса критиков сетевой литературы слышатся все более приглушенно, а сама она становится неотъемлемой частью китайской повседневности. Количество читателей растет, влияние сетевых писателей увеличивается, а спорить сегодня с тем, что они постепенно начинают диктовать моду современному литературному тексту, и не всегда коммерческому, уже совершенно бессмысленно.

Тем не менее, вплоть до сегодняшнего дня китайское культурное сообщество очень неохотно допускало к себе сетевых писателей – они не участвовали ни в крупных литературных премиях, ни в работе Союза китайских писателей (если внимательно рассмотреть состав Союза сетевых писателей Китая, то окажется, что это скорее номинальная организация, не имеющая никакого отношения к настоящим лидерам мнения), ни даже в работе серьезных литературных изданий. На протяжении долгого времени сетевые писатели, если и не игнорировались, то не воспринимались всерьез, вследствие чего за последние несколько лет им удалось создать собственную, крайне децентрализованную и спонтанную, как и сама Сеть, инфраструктуру – списки влияния, рейтинги продаж, литературные премии.

Но в этом году в ежегодный список самых влиятельных людей КНР вошел платиновый блогер Танцзя Саньшао (“唐家三少”, досл. перевод – “три наставника трона династии Тан”, “танский Саньшао”, настоящее имя – Чжан Вэй).

Он уже более десяти лет каждый день ведет свой блог, в связи с чем даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, а сам проект приносит ему прибыль, которая в разы превосходит гонорары известнейших традиционных писателей. В рамках проекта им было создано 12 независимых литературных произведений, а заметки стали материалом для более чем 100 изданий.

Фактически, это означает две крайне важные вещи. Во-первых, за сетевой литературой признали наличие серьезного влияния на умы китайских граждан.

Во-вторых, сетевые писатели начали прорываться за пределы своего сообщества, причем в том статусе, в котором изначально они себя позиционировали, а не с навязанными извне “писатель”, “журналист”, “колумнист”.

Конечно, это лишь первый шаг китайского общества, который может и не привести к дальнейшей интеграции сетевых писателей в достаточно закостенелую иерархию Союза китайских писателей, но он сделан.

Кроме Танцзя Саньшао в список попали поствосьмидесятники Хань Хань и Го Цзинмин, которые тоже в свое время начинали как блогеры, но постепенно перешли к литературе традиционной, а последние два года Го Цзинмин и вовсе позиционирует себя скорее как издатель, нежели как автор.