Меньше недели понадобилось Нейлу Кларку на сбор средств, необходимых для запуска серии переводов китайской фантастики.

Широко известный среди англоязычных любителей фантастики журнал “Clarkesworld Magazine” в качестве эксперимента предлагает своим читателям заметное увеличение доли китайской фантастики на своих страницах – если за предыдущие восемь лет было опубликовано всего пять рассказов, то новый формат подразумевает ежемесячные переводы.

Большая часть средств – 5800 из требуемых 7500 долларов – пойдет на уплату авторских отчислений, при этом работа переводчиков оплачивается из других источников финансирования, вероятно, за счет подписки и прямых жертвований.

В качестве предварительного списка авторов предложены Лю Цысинь, Яо Хайцзюнь, Чжан Чжилу, У Янь и Кэнь Лю. При этом американец китайского происхождения Кэнь Лю, лауреат премий Хьюго и Небьюла, выступает в качестве не только автора, но и переводчика.

Это уже вторая запущенная на краудфандинговой платформе акция журнала “Clarkesworld Magazine”, при этом под обложкой предыдущего издания – “A Cyborg Anthology” – в том числе были собраны и произведения китайских авторов Ся Цзя, Кэнь Лю и Чэнь Цюфаня.

С одной стороны, прецедент создан – издание китайской литературы профинансируется самими читателями. С другой, у этой акции слишком много “но”: тут и то, что фантастика всегда оставалась узкой нишей с достаточно плотной вовлеченной аудиторией, и то, что было осуществлено только частичное финансирование электронного издания, и то, что деньги получены под уже известные и раскрученные в англоязычном мире имена.

И, конечно, самое важное – акция проводится под эгидой “Clarkesworld Magazine”, за восемь лет издание обзавелось достаточной армией фанатов, чтобы поднять даже самый провальный проект.

При этом нужно понимать, что это знаковая ситуация. Долгое время, в том числе и самими китайцами, считалось, что китайская фантастика – лишь слабая тень западной. Более того, некоторые писатели видели в отсутствии в Китае достойной фантастики серьезную проблему – нация не умеет мечтать, не способна представлять будущее. Хотя, конечно, единичные факты интереса сложно расценивать как серьезную тенденцию.