Долгое время китайский рынок сетевой литературы практически не регулировался никаким внешним регламентом и жил по собственным законам, исключение из этого правила было только одно – цензура, но выросшее под защитой “Золотого щита” поколение научилось обходить и ее.

Впрочем, значимость введенной в 2003 году в эксплуатацию системы фильтрации содержимого интернета постепенно сходит на нет, а идеологическое давление достигается привлечением целой армии проправительственных блогеров и самоцензуре, к которой вынуждены прибегать многие работающие на территории КНР компании.

На деле же это означает не только возможность никому не известному блогеру стать культовым сетевым писателем, но и такие болезни, как нарушение авторских прав, “литературные негры”, нежелание серьезных издательств работать с сетевыми писателями. По большому счету, рынок долгое время был монополизирован поисковым гигантом Baidu, который был заинтересован не столько в развитии самой сетевой литературой, сколько в сопутствующем ему трафике. Не вникая в подробности, компания предоставляла пользователям площадку для обмена документами, среди которых оказалось немало и литературных произведений, что привело к целому ряду громких судебных разбирательств и к появлению в Китае Ассоциации по защите авторских прав, которая в дальнейшем отстаивала интересы писателей и в многолетних тяжбах с компанией Apple. Несмотря на огромное количество книжных магазинов,

в Китае сложилась ситуация, когда никто из крупных компаний не хотел брать на себя ответственность за завтрашний день сетевой литературы,

– рынок представлялся крайне неустойчивым, а в свете широкомасштабных кампаний по борьбе за авторские права даже, возможно, и убыточным, поэтому Baidu по-прежнему оставалась основным и едва ли не единственным серьезным игроком на этом рынке.

Однако, на днях Tencent сообщила о создании дочерней компании Tencent Wenxue, интересы которой будут лежать как раз в области сетевой литературы и литературы в сети. Благодаря недавнему подведению итогов своей собственной литературной премии, для участия в пресс-конференции удалось привлечь и ее лауреатов – писателей Су Туна, А Лая, Лю Чжэньюня и др. Первоочередной задачей компании на данный момент является создание многосторонней коммуникации между автором, издателем и читателем.

“Нам интересен не просто “1+1″ диалог, а создание настоящей трехсторонней коммуникации,”

– сказал назначенный на пост генерального директора новой компании У Вэньхуэй, отметив, что наибольшее значение сейчас имеет не столько расширение рынка, сколько соблюдение при этом всех норм китайского и международного законодательства в области авторского права.

На данный момент китайские аналитики предполагают появление на рынке достаточно сильного игрока, который имеет за спиной серьезную поддержку и неминуемо, уже в самом скором времени, подомнет под себя свободные ниши и начнет борьбу с Baidu за наиболее прибыльные сегменты.