Один из пионеров китайской сетевой литературы – тайваньский писатель Пи Цзыцай, размещая в 1998 в Сети первые главы своего дебютного романа “Первый близкий контакт” (“第一次的亲密接触”, “Ди и цы дэ циньми цзечу”), и не подозревал, что это не только принесет ему славу и богатство, но даст мощный толчок к образованию целой индустрии – писательским ремеслом сможет заняться каждый:

“Я никогда не считал себя писателем, не считаю и сейчас.”

В своих рассуждениях о развитии сетевой литературы Пи Цзыцай отмечает, что ее природа быстро меняется – все большее значение приобретает скорость написания, доставки литературных произведений потребителю. С каждым днем все больше людей самых широких социальных групп обращаются к сетевой литературе, причем в качестве не только и не столько читателей, но писателей.

К схожим выводам приходят и в материковом Китае, подчеркивая, что

сетевая литература обладает одним бесспорным преимуществом над традиционной: все больше представителей самых разных социальных слоев становятся писателями, они более свободны в выборе художественных методов, стилистических приемов и тем.

Однако, в этом коренится и основная проблема сетевой литературы: огромная аудитория диктует писателям пока еще достаточно низкий художественный уровень, а ее доступность приводит к снижению тиражей литературы традиционной. Общество нуждается в появлении серьезных талантов в сетевой литературе, которые бы способствовали воспитанию эстетического вкуса читателей. Кроме того, наличие такого демократичного инструмента, как плотная обратная связь читателя с автором, заставляет последнего непрерывно совершенствовать свое мастерство.

При этом нужно отметить, что сетевая общественность, напротив, не видит конфронтаций с традиционной литературой и стремится к установлению плотных связей и преемственности. Так 1 апреля телекоммуникационная компания Tencent, получившая большую известность как разработчик мессенджера QQ, подвела итоги своей первой литературной премии.

В шести номинациях – “Прозаик года”, “Эссеист года”, “Поэт года”, “Критик года”, “Восходящая звезда года” и “Заслуженный писатель года” – одержали победу Су Тун, А Лай, Ди Юнмин, Цзи Сяньдэн, Чэнь Сяомин и Сюй Цзэчэнь, соответственно.

Результаты подводились на основании решения экспертного жюри при участии представителей сетевых литературных сообществ, а основной целью литературной премии было обозначено распространение и укрепление интереса к современной литературе среди пользователей Интернета.