Рубрика “Одной строкой” знакомит читателей с актуальными новостями литературных и окололитературных кругов Китая.
На прошедшей неделе китайские литераторы затихли в ожидании основного события года – кто войдет в список бестселлеров по результатам 2011 – но это вовсе не означает, что неделя осталась без важных событий. Перед вами самые значимые моменты уходящей недели, по версии [ru]: San Wen:
11 декабря, на 82 году жизни после тяжелой болезни скончалась известная китайская писательница и поэтесса Кэ Янь. Она получила большую популярность в 70-80-х годах, предложив свое понимание “новой литературы”. Она, как и ее предшественницы, не избегала острых политических тем, но все-таки старалась в своих произведениях делать акценты на трагических обстоятельствах жизни простых людей.
Известный поствосьмидесятник и блоггер Го Цзинмин в очередной раз порвал китайский книжный рынок. После дебютного сборника “Грань между любовью и болью” (“爱与痛的边缘”) в 2002 каждая его книга бьет тиражный рекорд предыдущей. И продажи появившейся на прилавках книжных магазинов восьмого декабря книги “Время юности 3.0: критика Золотого Века” (“小时代3.0刺金时代”) явились очередным тому доказательством: за две недели доходы от продаж составили 100 млн юаней (500 млн рублей). Это уже третья книга серии “Время юности” – история четырех молодых людей как отражение жизни всего нового поколения: суждения и поступки, идеалы и ценности, чувства и вера. Успех Го Цзинмина в очередной раз сравнивают с Джоан Роулинг, а редакция [ru]: San Wen желает молодому писателю успешных продаж в последнюю неделю уходящего года и надеется, что в новом 2012 году он, наконец, найдет своего русского переводчика.
Новая книга “Мой 1976” (“我的1976”) Пэн Цзичэня стала одной из самых обсуждаемых в китайском интернете. Сборник небольших зарисовок, связанных общей идеей “Как же мог умереть Мао Цзэдун?”, затрагивает больной для представителей старшего поколения вопрос – ведь причина вовсе не в смерти одного, пусть даже очень могущественного человека, а в том, как внезапно, за один день изменился мир? стал ли он хуже или лучше? что было бы, если бы он остался прежним? чего боялись и на что надеялись? Писатель старается выразить отношение своего поколения к значительной, и, своего рода, переломной дате 9 сентября 1976 года.
На этой неделе и на Тайване, и в КНР повсеместно отмечали 120 лет со дня рождения известного философа, критика и теоретика новой китайской литературы Ху Ши. И если правительство ограничилось официальными мероприятиями, то в интернете снова разгорелась дискуссия вокруг назревшей необходимости что-то менять в современном материковом Китае: то тут, то там можно было встретить знакомый всем тезис влиятельнейшего китайского философа ХХ века: “Только свобода и демократия могут помочь нам создать цивилизованное общество, в котором человеку хотелось бы жить”.
Совершенно неожиданной критике подверглась со стороны “Литературного журнала” одна из четырех “талантливейших женщин Республики” Сяо Хун. Если прежде критиковалась политическая несознательность писательницы, то теперь – ее стиль. Через шестьдесят лет после смерти, мирового признания и известности, многомиллионных тиражей и переводов на большинство европейских языков, вдруг ставится вопрос – а можно ли вообще называть ее писательницей? Уникальный стиль, по мнению журнала, это простая неграмотность, а своей популярностью Сяо Хун обязана дружеским отношениям с признанным мэтром китайской литературы Лу Синем, чья непредвзятость ставится под вопрос…
На этом мы заканчиваем подведение итогов уходящей недели и желаем нашим читателям удачных выходных!