На полках китайских книжных магазинов появились сразу две новые книги одного из трех признанных мастеров авангарда в китайской литературе Гэ Фэя: собрание критических очерков “Лики Борхеса” (“博尔赫斯的面孔”, “Боэрхэсы дэ мянькун”) и собрание художественных произведений “Встреча” (” 相遇”, “Сянъюй”).

Согласно одной из основных идей, легших в основу книг Гэ Фэя, “золотой век” китайской литературы закончен. При этом, если в Европе он длился на протяжении XVIII-XIX веков – почти двести лет, то в КНР он начался только в 80-е годы ХХ века. Сам писатель ничего трагичного в этом не видит: на почти два десятилетия китайская литература взяла на себя воспитательную функцию, которая постепенно ослабевала в период 90-х, а сейчас – практически полностью себя исчерпала. Обществом были разработаны и развиты иные механизмы коррекции поведения, которые прекрасно обходятся и без литературы: закон, образовательные учреждения, средства массовой информации и др. Роль же литературы должна измениться:

“Это эпоха возвращения литературе обычных социальных функций. И нам следует задуматься: к каким из ролей и функций литературы до золотого века мы должны вернуться.”

Опасность же, по мнению писателя, заключается в том, что утрата ряда функций все более неоднозначно сказывается на отношении с читателем. Если прежде, открывая книгу, человек извлекал урок, то теперь мотивация к чтению коренным образом меняется: массовая культура диктует литературному произведению необходимость приносить удовольствие, а само существование произведения все больше зависит от рыночной ситуации. Как и в Европе первого десятилетия ХХ века, все больше ниточек связывают писателя с рынком. И именно в этом желании большинства писателей не тронуть читателя, но развлечь покупателя, коренится главная проблема сегодняшнего дня.