В жизни каждого человека период, когда он ходит в школу, учится в университете или получает какое-либо другое образование, является одним из самых важных этапов становления. Именно в это время закладываются и формируются характер человека, его мировосприятие, умение общаться с окружающими. Огромную роль в период обучения играет личность учителя. Именно учитель способен повлиять на еще молодые умы, донести им не только базовые знания, но и основы самой жизни. В течение нескольких лет обучения между учителем и учениками складываются особые отношения. Многие писатели, тоже некогда бывшие учениками, не раз возвращались в своем творчестве к теме “учителя и ученика”, описывая разные случаи из жизни или анализируя те или иные явления, возникающие в ходе учебного процесса.
Что касается Китая, то отношения между учителем и учеником с течением времени претерпели здесь серьезные изменения: в древности это было бесконечное почитание авторитета учителя, уважение к его возрасту и жизненному опыту; позже отношения стали уравниваться, и между учеником и учителем уже существовали диалог и попытки совместно прийти к истине; во время Культурной революции уважение ко вчерашним учителям сменилось ненавистью, презрением и жестокостью.
Но стоит отметить, что трансформация отношений произошла не в один миг, не было также и конкретного переломного момента. Отношения менялись на протяжении долгого периода времени. И, на мой взгляд, главная причина этого кроется в том, что происходила постепенная трансформация и самого понятия “образование”. Так, конфуцианские каноны со временем были абсолютно искажены и подлажены под новые условия жизни, что абсолютно меняло идею Конфуция об образовании. Стало более отчетливо проявляться непонимание между учителем и учеником. Вместо развития природных талантов, о чем говорил Конфуций, учитель заставлял своих подопечных выучивать наизусть канонические тексты, абсолютно игнорируя интересы и способности каждого отдельного ученика. Ученики же зачастую воспринимали образование не как культурное обогащение, а как путь к сдаче государственных экзаменов, и, как следствие, получение должности. С течением времени ситуация все больше и больше усугублялась.
Если говорить об образовании в XX веке, то важно отметить, что им живо интересовались многие писатели этого времени, и некоторые из них даже осветили этот вопрос в своих произведениях. Ярким тому примером является творчество Е Шэнтао (настоящее имя – Е Шаоцзюнь, 1894-1988 гг.), который на своем опыте постиг все тяготы ученичества, ощутив, насколько преподаватели порой бывают не заинтересованы в своем деле. Позже, оказавшись в должности учителя, Е Шэнтао увидел проблему изнутри: преподаватели считали свою работу лишь средством к существованию, они нисколько не стремились найти индивидуальный подход к каждому ученику и мало интересовались внутренним миром ребенка. Государство также не уделяло должного внимания образовательной системе, и, как следствие, не существовало продуманной интересной программы для обучения детей. Все образование сводилось к заучиванию наизусть канонических текстов, как в старые добрые времена. Сами же школы находились в весьма плачевном состоянии – никто не спонсировал их строительство и ремонт. В 1925 году Е Шэнтао пишет роман “Учитель Ни Хуаньчжи”. Основной темой романа становится путь интеллигента в революцию – действие разворачивается на фоне заката цинской империи (первое десятилетие XX века). Главный герой – юноша Ни Хуаньчжи. Получив образование, он стремится образовывать народ и нести знание в массы. Он искренне верит, что только просвещенный человек сможет спасти Китай. Единомышленником Ни Хуаньчжи становится директор школы, в которую попадает юноша, – Цзян Бинчжу. Вместе они пытаются воспитать новое поколение людей, образованных и заинтересованных. Но все усилия напрасны: ученики далеки от идеалов своих учителей, а власть имущие деревни выступают против каких-либо изменений – это им не на руку. В итоге, спустя какое-то время, Ни Хуаньчжи решает бросить все и сломать устои старого общества: он уезжает в Шанхай и принимает активное участие в революционной деятельности.
В небольшом рассказе “Урок” Е Шэнтао показывает нам ситуацию, когда ребенок оказывается намного ближе к науке и реальности, нежели его учитель. На уроке естествознания маленький мальчик прячет под партой коробок, в котором живут тутовые червячки. Он даже положил им немного листочков, чтобы червячки могли питаться. На занятии преподаватель скучным монотонным голосом повествует что-то о естествознании, но мальчик его не слушает – живая природа здесь, прямо у него в коробке. Таким образом Е Шэнтао помогает читателю понять, что маленький ученик зачастую бывает намного ближе к естествознанию и природе, чем его учитель.
Е Шэнтао – суровый реалист, но в своих произведениях он не дает никаких оценок. Читатель, познакомившись с его работами, в состоянии сам сделать должные выводы.
Сложным этапом в развитии китайской литературы стал период Культурной революции (1965-1976 гг.). Пожалуй, главным следствием государственной политики этого периода стало искоренение традиционализма и обострение конфликта поколений. В это время китайская интеллигенция подверглась сильнейшим репрессиям и гонениям. Достаточно уважаемый ранее статус учителя превратился в “клеймо”. Ученики не просто перестали ценить преподавателей, они принялись издеваться и всячески унижать своих вчерашних наставников. В произведении Фэн Цзицая “На тропинке, усыпанной цветами” описана история, в которой ученики школы во время школьного митинга насмерть забили учительницу, которая отказалась признать себя виновной перед партией и принять идеологию Культурной революции. На фоне этих политизированных событий разыгрывается и любовная драма: девушка, присутствовавшая во время избиения учительницы и даже ударившая ее, поддавшись общему настроению, некоторое время спустя влюбляется в сына убитой. Этот молодой человек спас девушку – так и произошло их знакомство.
После окончания Культурной революции и смерти Мао партийные лидеры взяли курс на экономическое развитие страны. Как раз в это время были предприняты первые шаги по развитию в стране образования. В первую очередь, это, конечно, было связано с острой необходимостью развития науки и техники, которое могли обеспечить лишь образованные кадры. Таким образом, в 80-е годы правительство Китая приняло разного рода законы об образовании и провело ощутимую образовательную реформу. Ввиду дефицита преподавательских кадров была развернута целая программа по поддержке учителей. Молодых специалистов стали направлять в провинции, где ощущалась острая нехватка профессиональных кадров.
Что касается отношений между учителем и учеником, то, безусловно, они продолжали изменяться. Культурная революция осталась позади, учителя восстановили свой статус, однако отношение к преподавателям все-таки не стало прежним. Нельзя сказать, что их стали меньше уважать. Отнюдь. Но начали возникать определенные ситуации, которые были бы невозможны в Имперском Китае.
Например, возросло число преподавателей-женщин. Зачастую молоденькие девушки прямо с университетской скамьи попадали в школы в качестве учителей, что вызывало разного рода непредвиденные ситуации. Например, в небольшом рассказе “Тихонько любить тебя всю жизнь” говорится о любви ученика средней школы к своей учительнице. Мальчик влюбился в нее, но не смел даже заговорить об этом. А она, будучи внимательной к своим ученикам, заметила, что с ним творится что-то неладное: на уроках он сидел с отсутствующим видом, не смел поднять на нее глаза, оценки его резко ухудшились… При личном разговоре он в сердцах сказал ей о своей любви. Согласитесь, раньше такая ситуация была бы невозможной. Но интересно поведение этой молоденькой учительницы: конечно, поначалу она была шокирована, но впоследствии – ответила взаимностью на чувства мальчика. С того момента он воспрянул духом и стал одним из лучших учеников школы. Их долгое время связывали любовные письма, и она не раз говорила ему, что будет любить его еще больше, если он сможет поступить в университет, который она сама окончила, и получить хорошее образование. Именно это и становится для мальчика целью и смыслом всей жизни. Окончив школу, он уезжает в университет, где училась его любимая, и поступает в него. Но вскоре учительница присылает ему письмо, в котором признается, что у нее есть жених, и она счастлива быть невестой. В письме она просит мальчика простить ее.
Это произведение и поведение учительницы не могут не привести читателя в недоумение. Встает вопрос, как учительница могла ответить взаимностью на любовь мальчика? И тем более, как она в итоге смогла так жестоко с ним поступить? Но лично мне кажется, что для нее это было единственно правильным решением, и понять ее можно. Она боялась травмировать мальчика и повлиять на его учебу. И лишь благодаря «взаимной» любви мальчик смог стать успешным и поступить в престижный университет. Она понимала, что пройдет время, и его первая любовь, точнее, боль первой любви позабудется, но у него останется главное – учеба и профессия. Насколько можно судить по тексту, эта учительница приехала в провинцию из большого города, где она родилась и закончила университет. То есть в рассказе прямо отражена политическая ситуация конца XX века, когда правительство направляло молодые кадры в провинцию для преподавательской деятельности.
В другом рассказе “”Внутренняя сущность” учителя Ма Сяошоу” также описаны взаимоотношения между учителем и учениками. Учителя Ма Сяошоу его ученики за глаза называли «маленькой худой лошадкой», поскольку он был невероятно маленького роста и худой, «как ветка дерева зимой с севера». Это прозвище казалось ученикам-шалунам хитроумной выдумкой, и вскоре даже девочки стали его так обзывать. Однажды учитель узнал об этой злой шутке. Но он не разозлился, а лишь грустно сказал, что такие таланты были бы намного полезнее в учебе. Однажды он неожиданно устроил ученикам опрос по пройденному материалу, но никто из ребят не смог ничего ответить. К абсолютной неожиданности учеников учитель – расплакался. Слезы текли по его лицу, а тело беспомощно замерло у доски. Единственное, что он сказал, так это то, что ребята обязательно должны хорошо учиться, и выбежал из класса. С тех пор все ученики старательно учили его предмет, но он никогда больше ни у кого ничего не спрашивал. Впоследствии, по признанию уже повзрослевшего рассказчика, эти знания очень пригодились ему в жизни. По этому рассказу можно судить, что настоящие учителя, действительно преданные своему делу, все еще остались. И они всей душой радеют за учеников. Но также можно понять, что некоторые ученики уже не видят в учителе тот непререкаемый авторитет. Если учитель слабоват и жалок на вид, то он уже не вызывает никакого уважения со стороны учеников.
В третьем произведении Бин Синь рассказывается о молодой учительнице, которая также только-только пришла преподавать в школу. В день своего первого урока она проходит тяжелое испытание: ученики смотрят на нее недоверчиво и, заметив на доске ошибку, начинают тихо перешептываться за ее спиной. Для молоденькой девушки такая недружелюбная атмосфера в классе – это серьезное испытание. Но она справляется с ним благодаря своей природной чуткости, и ученики принимают ее.
Описанные в трех рассказах ситуации ясно дают нам понять, насколько изменились со временем отношения “учитель-ученик”. Учитель уже не является безоговорочным авторитетом, ведь уважение к себе нужно зарабатывать, порой очень долгим и тяжелым трудом. А когда возникают непредвиденные ситуации, как в рассказе “Тихонько любить тебя всю жизнь”, учитель должен использовать весь свой талант и всю свою мудрость, чтобы суметь с этим справиться.
Как бы то ни было, ситуация изменялась на протяжении многих веков, отношения между людьми менялись и будут меняться. И, без сомнения, тема отношений между учителем и учеником будет волновать еще не одно поколение писателей.