Мы начинаем двенадцатую неделю вещания и позвольте представить Вам краткий обзор событий в окололитературных кругах Китая за прошедшую – десятую – неделю 2012 года.
В минувшую неделю Китай сделал заявление, потрясшее весь мир, – дефицит торгового баланса страны в феврале превысил 31 миллиард долларов. Впервые за 22 года экономика Китая начинает замедляться, и происходит это непрогнозируемо быстро. Ведущие фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона закрылись в красной зоне понижения – вслед за ценными бумагами Китая на снижение пошли и гонконгские, и японские, и корейские, и сингапурские, и даже австралийские ценные бумаги. Окололитературные круги Китая, обычно далекие от биржевых новостей, на этой неделе тоже оказались вовлечены в общую панику.
Известный китайский писатель и ученый Юй Цююй за один день потерял более двух с половиной миллионов юаней (около двенадцати миллионов рублей). В 2006 он возглавил список богатейших писателей Китая. Но в отличие от большинства литераторов львиную долю его доходов составляли не гонорары или проценты с продаж книг, а дивиденды от акций. Он начал играть на фондовой бирже еще в 2001 году, а с 2006 стал писать значительно меньше – ведь доход с одной удачной сделки перекрывал гонорар за целый роман, на который автор мог потратить годы. Это первый столь крупный провал писателя в мире финансовых инвестиций, и некоторые посмеиваются, что, возможно, состоятельному писателю придется вернуться к гораздо менее доходной работе – писательству. Подробнее…
Между писателями разных поколений в Китае уже давно идет спор о том, в каких взаимоотношениях должен состоять писатель с деньгами. И пока молодые писатели не стесняются писать коммерческую литературу, старшее поколение обвиняет их в бездуховности. В этот раз поборники нравственной литературы получили сильный удар – против них встал создатель современной китайской литературы – Лу Синь. Жизнь и творчество мэтра китайской литературы представлено с такого необычного ракурса, что не остается никаких сомнений: он не только не был против денег, но и в какой-то мере был вполне успешным коммерческим писателем с поправкой на время. Именно благодаря ему в китайской литературе так полно развернулась тема экономических отношений и связанные с этим вопросы деловой этики. Подробнее…
Ван Аньи представила совершенно иную точку зрению. По мнению известной писательницы, литератор исполняет исключительно важные функции наставника и советчика. Западные страны развиваются по рыночной модели экономики, но это пагубно влияет на общество: на лицо моральное падение. Социальные гарантии, забота о населении и нравственная литература – вот что необходимо здоровому обществу. Сейчас, считает Ван Аньи, в Китае существует множество проблем, решению которых будет способствовать не экономика, а правильное воспитание. Подробнее…
Поддержал писательницу и Лян Сяошэн. Он как в воду глядел, выпуская свою книгу “郁闷的中国人” (“Юймэнь дэ чжунгожэнь”, “Депрессивные китайцы”) накануне биржевой паники. В ней автор отмечает две главные особенности китайского менталитета, в которых, по его мнению, кроется корень всех проблем: депрессивность и инфантилизм. Современная молодежь расценивает жизнь как игру и не готова к конкурентной борьбе – они предпочитают закрыть на проблему глаза или грустно стенать. Это приводит к тому, что в Китае все больше углубляются социальные, экономические и нравственные противоречия в обществе, а его расслоение становится огромным: китайцы не хотят и не умеют решать насущные проблемы, а это неминуемо повлечет за собой кризис. В том числе и нравственный. Подробнее…
В спорах об экономических вопросах обычно участвуют поствосьмидесятники и старшее поколение писателей. Писатели среднего возраста долго оставались темными лошадками в литературе Китая. Они не проповедовали идеи глубокой нравственности подобно старшим товарищам, но и не держали руку на пульсе рынка как их более молодые коллеги. Тем не менее, в последнее время они начинают отвоевывать новых читателей, а интерес к ним необычайно высок. Писатель Цао Коу предположил, что только сейчас у его поколения прорезался голос – у них появилось, что сказать, и они научились это правильно говорить. Кроме того, большое место в их творчестве занимает личный опыт и мировоззрение, а для их накопления необходимо время. Так или иначе, но писатель верит, что молчавшее прежде поколение станет новым позвоночником современной китайской литературы. И хотя Цао Коу не говорит об этом, он, судя по всему, считает, что старшее поколение находилось под давлением идеологического пресса, а новое – рыночного, в то время как его поколение выросло в более свободной атмосфере. Подробнее…
Таким образом, почти все отобранные новости так или иначе соприкасались с главным вопросом минувшей недели: является ли дефицит торгового баланса Китая вестником кризиса, или это просто небольшой сбой налаженной системы, так ли хорош путь рыночной экономики, или следует большее внимание уделять нравственному воспитанию подрастающего поколения, кто виноват и как жить дальше?
А на страницах [ru]: San Wen во вторник появится продолжение нашего любимого романа-антиутопии о китайском путешественнике на Марсе – “Записки о кошачьем городе” сатирика Лао Шэ. В среду – продолжение цикла о лауреатах литературной премии Мао Дуня, на этот раз 1985 года. В четверг рубрика “Канонические тексты” пополнится переводом небольшой статьи Чэнь Дусю “Рассуждение о литературной революции”. А в пятницу мы будем рады представить статью “Третье поколение поэтов: поэзия после Мао”.
Весеннего Вам настроения и хорошей недели!
Спасибо, что Вы с нами!