“А-фэн” – короткий рассказ Е Шэнтао о жизни маленькой девочки, которая сумела сохранить жизнелюбие под тяжестью обрушившихся на неё несчастий. Без сомнений, это более свойственно русской литературной традиции – живописать драму личности, сломавшейся под влиянием обстоятельств. От “отданного в люди” Ваньки Жукова и “Детей подземелья” Короленко до Родиона Раскольникова простирается галерея сумрачных жертв суровой русской среды. Здесь же – двенадцатилетняя девочка, каких в Китае не счесть: отец – бедный рыбак, вместо люльки – лишь старая лодка, немое хранилище для дневного улова, которое позже обменяют на гроб. Мать и отчим отдали еще шестилетнюю девочку на воспитание тётке, решившей вырастить из нее скромную домашнюю работницу, няньку для дочки, а заодно и покорную невесту для старшего сына. Побои и ругань тётки за шесть лет стали для неё привычными, как сон и еда. А для взрослой женщины издевательства над маленькой А-фэн явились прекрасной возможностью отомстить выращенному сыну-неудачнику, пьянице и игроку. Она била её “просто так, не сердясь”. И всё бы было совсем “по-русски”, если бы не то, как вела себя двенадцатилетняя А-фэн, когда над ней не висела мрачная тень её родственницы…
Е Шэнтао видит, что какая-то особая внутренняя сила сокрыта в этой маленькой девочке, не плачущей даже под кулаками тётки. А как только та исчезает из виду, и нет больше опасений получить тычок или подзатыльник – А-фэн расцветает улыбкой, вполголоса поёт сама себе и маленькой двоюродной сестрёнке весёлые детские песенки, подслушанные у играющих на улице школьников. Стоит тётке уехать на два дня в город выручать из полиции проигравшегося сына и оставить девочку выполнять за себя всю работу, как с А-фэн случается чудо: “Она всё забыла – невзгоды, обиды и даже самоё себя”. А-фэн с упоением, громко, как не пела при тётке, вдохновенно, почти с восторгом начинает петь сестрёнке. Вдруг замечает белого пушистого котёнка, попавшегося ей под ноги, играет с ним, чего никогда до этого не делала, и заливается радостным смехом, пускаясь в головокружительный танец, больше напоминающий полёт: “И если бы мир был соткан из любви и стремления к жизни и радости, он сосредоточился бы сейчас в одной А-фэн”.
Это одна из тех добрых историй, слушая которую, мы точно знаем, что наступит момент – и её героиня обязательно сбежит от старой злой жабы и её бестолкового сына…